yuribonder.com

Экономика торговли.
»

Экологическая безопасность предприятия. правовое регулирование

Правовой порядок осуществления хозяйственной деятельности в Украине основывается на обязательном соблюдении принципа легитимности ее осуществления. Основой этого принципа является безусловное выполнение предприятием обязанностей - не наносить вреда окружающей среде и не нарушать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций и органов местного самоуправления и государства.

В случае несоблюдения в своей хозяйственной деятельности требований экологической безопасности, так же, как и при нанесении вреда окружающей среде, физическое лицо предприниматель или любое юридическое лицо или его должностные лица несут гражданскую, административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Именно поэтому, юридическое лицо или предприниматель должны быть заинтересованы в организации работы по соблюдению экологической безопасности при осуществлении ими своей хозяйственной и иной деятельности.

Прежде всего определим - что такое экологическая безопасность и в чем она заключается для предприятия, учреждения, организации или физического лица предпринимателя.

Экологическая безопасность - это состояние окружающей природной среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья населения. Соблюдение такого состояния обеспечивается государством путем введения широкого комплекса взаимосвязанных экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий, направленных на реализацию экологических прав граждан Украины.

Одним из главных мер обеспечения экологической безопасности - является осуществление государственного контролю за ее соблюдением юридическими и физическими лицами. И это неудивительно, поскольку почти любая хозяйственная деятельность способна, в той или иной степени, нанести вред окружающей среде или здоровью населения, проживающего в районе осуществления деятельности.

Реализация данного контроля осуществляется государством в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года № 1264-XII, через Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины), его местные структурные подразделения или государственные учреждения, которые находятся в его подчинены. В соответствии с положениями этого закона, любые действующие предприятия, учреждения и организации обязаны выполнять основные требования экологической безопасности, осуществляемые путем разработки и практического выполнения проектной, нормативно-разрешительной и внутренне регламентной экологической документации предприятия.

Рассмотрим подробнее, что относится к каждой категории экологической документации и в каких случаях субъект хозяйствования обязан ее разрабатывать и оформлять.

Рассмотрим подробнее, что относится к каждой категории экологической документации и в каких случаях субъект хозяйствования обязан ее разрабатывать и оформлять

Проектная экологическая документация - это экологическая документация по оценке воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) разрабатывается предприятиями при новом строительстве, расширении, реконструкции и технического перевооружения объектов промышленного и гражданского назначения. Целью ОВОС является определение целесообразности и приемлемости планируемой деятельности и обоснование экономических, технических, организационных, санитарных, государственно правовых и иных мер по обеспечению безопасности окружающей среды. Материалы ОВОС предоставляются в составе проектной документации уполномоченным государственным органам для экспертной оценки и должны всесторонне характеризовать результаты оценки воздействий на природную, социальную (включая жизнедеятельность населения) и техногенную среду (далее - окружающую среду) и обосновывать допустимость планируемой деятельности.

Основными задачами ОВОС являются:
- общая характеристика существующего состояния территории района и площадки (трассы) строительства или их вариантов, где планируется осуществить планируемую деятельность;
- рассмотрение и оценка экологических, социальных и техногенных факторов, санитарно-эпидемической ситуации конкурентно-возможных альтернатив (в том числе технологических и территориальных) планируемой деятельности и обоснование преимуществ выбранной альтернативы и варианта размещения;
- определение перечня возможных экологически опасных воздействий (далее - воздействий) и зон воздействий планируемой деятельности на окружающую среду по вариантам размещения (если рекомендуется дальнейшее рассмотрение нескольких);
- определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду;
- прогноз изменений состояния окружающей среды в соответствии с перечнем воздействий;
- определение комплекса мероприятий по предупреждению или ограничению опасных воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, необходимых для соблюдения требований природоохранного и санитарного законодательства и других законодательных и нормативных документов, касающихся безопасности окружающей среды.

Выполнение ОВОС и подготовка ее материалов поручается заказчиком проектной документации организациям, имеющим соответствующую лицензию на осуществление таких действий. На сегодняшний день в Украине оформления ОВОС предусматривается требованиями Законов Украины «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и приказа Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 15.12.2003 года №214 «Об утверждении Государственных строительных норм Украины ДБН А.2.2 -1-2003 «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений».

В странах Европейского союза ОВОС осуществляется на основании Директивы №337 / 85 «Оценка воздействия некоторых государственных и частных проектов хозяйственной деятельности на окружающую среду», которая была ведена в действие в действие в июне 1988 года. Согласно указанной директивы получения ОВОС является обязательным для всех участников ЕС до выдачи разрешения на осуществление реализации всех крупных проектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Фактически ОВОС оказывает не только оценку соблюдения на предприятии всех государственных требований по экологической безопасности при создании нового объекта производства, а также определяет перечень мероприятий и объем финансирования проектов направленных на выявление и предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть от хозяйственной деятельности предприятия.

Нормативно-разрешительная экологическая документация - это официальные разрешения и положительные выводы центральных или местных органов исполнительной власти, обязательность оформления которых определен действующим законодательством Украины при осуществлении хозяйственной деятельности или эксплуатации объектов с высокой или средней степенью риска для окружающей природной среды.

Прежде всего это:
- разрешение на размещение отходов и проект лимитов на образование и размещение отходов;
- паспорта мест удаления отходов;
- разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- паспорт установки очистки газа и присвоения регистрационного номера ГОУ в органах Минприроды Украины;
- проект разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, в водные объекты со сточными водами;
- проект установки (сокращение) санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
- выводы экологической экспертизы.

При осуществлении хозяйственной деятельности по производству особо опасных химических веществ; осуществлении операции в сфере обращения с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья, такой субъект в соответствии с положениями Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000. №1775-III обязан в установленном порядке получить лицензию на право осуществления такой деятельности на территории Украины в установленном порядке.

Внутренне-регламентной экологической документации - регламентные документы, которые составляются (утверждаются) субъектом хозяйствования самостоятельно, а обязательность наличия их на предприятии предусмотрена требованиями действующего законодательства Украины.

К таким документам относятся:

организационные документы
- приказ, распоряжение по предприятию по организации работы по охране окружающей среды;
- утверждены планы мероприятий по охране окружающей среды по предприятию и отчеты об их выполнении;
- документы о подтверждении проведения необходимой профессиональной подготовки или переподготовки работников, ответственных за экологическую безопасность;
- утверждено положение о контроле в области обращения с отходами и размещения их на предприятии;
- утверждено положение о производственном экологическом контроле на предприятии;
- утверждена программа вводного и первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности;
- журнал регистрации вводного инструктажа по экологической безопасности;
- журнал регистрации первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности;

документация о результатах проверок
- акты о результатах проверок предприятия контролирующими органами по вопросам экологической безопасности;
- предписания органов государственного и общественного экологического контроля;
- протоколы об административных правонарушениях;
- приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок. Отчеты о выполнении предписаний и актов (при наличии);
- журнал учета проверок по государственному контролю;
- график внутренних проверок производственных подродов, отделов специалистом по вопросам охраны труда и инженером-экологом;
- формы государственной статистической отчетности по вопросам экологической безопасности.

документы по вопросам охраны атмосферного воздуха
- приказы, распоряжения по предприятию о назначении ответственного лица за эксплуатацию и обслуживание пилоочисних установок;
- утверждены инструкции по обслуживанию и эксплуатации пылеулавливающих установок;
- паспорт на каждую установку очистки газов с актами проверки (обследования) ГОУ и присвоения регистрационного номера ГОУ в органах Минприроды Украины;
- документация периодических проверок ГОУ на соответствие фактических параметров работы проектным (с периодичностью в соответствии с техническими требованиями, но не реже одного раза в год, а после ремонта или реконструкции не реже одного раза в квартал). Результаты поверок (проверок) оформляются актами и вносятся в паспорт ГОУ;
- планы работы по проверке эффективности газоочистного оборудования;
- график планово-предупредительного ремонта установок очистки газов;
- первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха (журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик, журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок)
- схема расположения источников выбросов на предприятии.

документы по охране поверхностных вод
- приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание очистных сооружений;
- должностные инструкции работников, осуществляющих обслуживание очистных сооружений;
- паспорта на очистные сооружения;
- инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;
- журнал учета работы очистных сооружений;
- график планово-предупредительного ремонта очистных сооружений;
при наличии (использования) системы центральной канализации:
- договор между абонентом (заказчиком) и организацией водо-канализационного хозяйства;
- нормативы допустимого сброса (технические условия использования канализационной системы);
- схема водоснабжения и канализации;
- план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и канализации и сооружениям на них.

документы по обращению с отходами производства
- приказ о назначении ответственного лица за обращение с отходами;
- приказ о проведении обучения (переподготовку) лиц, ответственных за обращение с отходами на производстве;
- договоры на размещение и обезвреживание отходов;
- перечень отходов, расположенных на предприятии;
- схема размещения мест временного хранения отходов;
- инструкция по обращению с отходами производства и потребления;
- разрешение на размещение отходов и проект лимитов на образование и размещение отходов;
- отчет об использовании, размещение и обезвреживание отходов в год.

Кроме получения субъектом хозяйствования официальных разрешений и / или согласования разработанной нормативно-проектной экологической документации экологическая безопасность осуществляется путем проведения экологического аудита на основании Закона Украины «Об экологическом аудите» от 24 июня 2004 года N 1862-IV.

Экологический аудит - это документально оформленный системный независимый процесс оценивания объекта экологического аудита на соответствие требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита.

Наличие положительного заключения экологического аудита не только предоставляет подтверждение выполнения субъектом хозяйствования установленных требований экологической безопасности при осуществлении им хозяйственной деятельности, но и открывает новые возможности предприятия для вывода на европейские рынки сбыта своей продукции. Поскольку потребители стран с развитой экономикой, на сегодняшний день, уделяют особое внимание вопросам соблюдения охраны окружающей среды при производстве любой продукции или товаров.

Кроме того важно помнить, что в соответствии ч.5 ст.68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года № 1264-XII применения к нарушителю мер дисциплинарной или административной или уголовной ответственности не освобождает последнего от гражданской ответственности , то есть от обязанности финансово компенсировать последствия от вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды.

В таблице №1 указанные виды особой деятельности при осуществлении которых в соответствии с требованиями Закона Украины «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица должны обеспечить придерживаться определенных мер экологической безопасности.

Таблица №1

вид деятельности

меры экологической безопасности

примечание

1.

Проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и объектов производства

разработка, составление и утверждение проектной документации, которая включает в себя ОВОС.

* Такая категория проектов, согласно требованиям действующего законодательства подлежит обязательному прохождению государственной экологической экспертизы.

** Субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по определенную в п.п.1 и 2 настоящей таблицы (если по их оценке такая деятельность может негативно повлиять на состояние окружающей природной среды), подают в соответствующий центральный орган исполнительной власти специальное заявление об этом .

2.

Совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, а также процесс их эксплуатации

3.

Применение в своей хозяйственной деятельности средств защиты растений, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, токсичных химических веществ и других препаратов

разработка внутренней экологической документации по обеспечению экологической безопасности;

разработка и выполнение мероприятий предупреждения случаев загрязнения ими или их составными окружающей среды и продуктов питания;

получение нормативно-разрешительной экологической документации.

* Вид деятельности и / или объекты представляют повышенную экологическую опасность, поэтому при ее осуществлении и / или использование предполагает обязательное прохождение государственной экологической экспертизы.

** Экологические требования при производстве, хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании, захоронении токсичных и других опасных для окружающей среды и здоровья людей веществ, отнесение химических веществ к категории токсичных и их классификация по степени опасности определяются нормативными документами на основании заключения государственной экологической экспертизы и соглашаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.

4.

Создание новых химических препаратов и веществ, других потенциально опасных для окружающей среды субстанций

- получение лицензии на право осуществления деятельности;

- разработка и утверждение в установленном законодательством порядке нормативно-правовой и технической документации о допустимые уровни содержания этих веществ в объектах окружающей среды и продуктах питания;

5.

Производство, хранение, транспортировку, использование, уничтожение, обезвреживание и захоронение микроорганизмов, других биологически активных веществ и продуктов биотехнологии, а также интродукции, акклиматизации и реакклиматизацию животных и растений

- осуществление ОВОС;

- получение разрешения Минприроды Украины;

- разработка и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия биологических факторов на окружающую среду и здоровье человека

* Вид деятельности и / или объекты представляют повышенную экологическую опасность, поэтому при ее осуществлении субъект хозяйствования осуществляет ОВОС и проходит соответствующую государственную экологическую экспертизу.

6.

Создание новых штаммов микроорганизмов и биологически активных веществ осуществляется при наличии оценки их влияния на окружающую среду и здоровье людей

- получение разрешения Минздрава Украины и Минприроды Украины (при наличии ОВОС, прошедший экологическую экспертизу)

- разработка и утверждение в установленном законодательством порядке нормативы предельно допустимых концентраций, методов определения этих организмов и веществ в окружающей среде и продуктах питания.

* Вид деятельности и / или объекты представляют повышенную экологическую опасность, поэтому при ее осуществлении субъект хозяйствования осуществляет ОВОС и проходит соответствующую государственную экологическую экспертизу

7.

Производство и использование новых штаммов микроорганизмов и других биологически активных веществ, а также генетически модифицированных организмов, продукции, полученной с использованием штаммов микроорганизмов, других биологически активных веществ и генетически модифицированных организмов.

8.

хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием радиоактивных веществ в различных формах и с любой целью

- получение лицензии на право обращения с источниками ионного излучения;

- разработка ОВОС в составе проектной документации;

- разработка и выполнение проектно-регламентной документации по обеспечивать экологической безопасности этой деятельности, предупреждает или исключает возможность радиоактивного загрязнения окружающей среды и негативного влияния на здоровье людей

* Вид деятельности и / или объекты представляют повышенную экологическую опасность, поэтому при ее осуществлении субъект хозяйствования осуществляет ОВОС и проходит соответствующую государственную экологическую экспертизу

9.

Хозяйственная или иная деятельность, связанная с акустическим, электромагнитным, неионизирующих излучений и другим вредным физическим воздействием на окружающую среду и здоровье человека

- получение (оформление) соответствующего паспорта объекта излучения;

- разработка ОВОС в составе проектной документации;

- разработка и выполнение проектно-регламентной документации по обеспечивать экологической безопасности этой деятельности, предупреждает или исключает возможность нанесения вреда окружающей среде и негативного влияния на здоровье людей

* Вид деятельности и / или объекты представляют повышенную экологическую опасность, поэтому при ее осуществлении субъект хозяйствования осуществляет ОВОС и проходит соответствующую государственную экологическую экспертизу

10.

Осуществление операций в сфере обращения с отходами

- разработка и создание условий для осуществления операций в сфере обращения с отходами на определенных местными советами территориях;

- получение лицензии на право осуществления операций в сфере обращения с отходами на определенных местными советами территориях

разрешается только при соблюдении субъектом хозяйствования санитарных и экологических норм способом, обеспечивает возможность дальнейшего использования отходов в качестве вторичного сырья и безопасность для окружающей среды и здоровья людей

11.

Осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой возникают отходы

разработка и принятие мер для уменьшения объемов образования отходов, а также для их утилизации, обезвреживания или размещения

разрешение на размещение отходов и проект лимитов на образование и размещение отходов

12.

проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств, установок и производство и поставки горючего

разработка и осуществление комплекса мероприятий по снижению токсичности и обезвреживания вредных веществ, содержащихся в отработанных газах и сбросах транспортных средств, перехода на менее токсичные виды энергии и топлива, соблюдение режима эксплуатации транспортных средств и другие меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и соблюдение установленных уровней физических воздействий

* Руководители транспортных организаций и владельцы транспортных средств несут ответственность за соблюдение установленных для соответствующего типа транспортного средства нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, сбросов загрязняющих веществ и влияния физических факторов передвижных источников на состояние окружающей природной среды.

13.

проведения научных исследований, внедрение открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем

анализ на соблюдение требований при внедрении открытий, изобретений, новой техники, импортного оборудования, технологий и систем по охране окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

* Запрещается внедрение открытий, изобретений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, если они не соответствуют требованиям экологической безопасности.

14.

размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в действие и эксплуатации военных, оборонных объектов, а также объектов органов внутренних дел и государственной безопасности

разработка и внедрение мероприятий экологической безопасности при дислокации воинских частей, проведении военных учений, маневров, перемещении войск и военной техники.

разработка и утверждение мероприятий экологической безопасности осуществляется на общих основаниях (предусмотренных действующим законодательством), кроме случаев особых ситуаций, объявляются в соответствии с законодательством Украины.

15.

планирования, размещения, застройка и развитие населенных пунктов

меры экологической безопасности предусматриваются на этапе разработки генеральных планов развития и размещения населенных пунктов и осуществляются сельскими, поселковыми, городскими советами в ходе его исполнения.

* Сельские, поселковые, городские советы устанавливают режим использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности в пригородных и зеленых зонах по согласованию с местными советами, на территории которых они находятся, в соответствии с законодательством Украины

Автор: Павел Путий, управляющий партнер АБ «Путий и партнеры»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделить фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие

Мы покупаем вафельницу. Что важно?
Вкус вафель после подделки затруднен. Когда-то вы могли получить их только в специализированных пунктах, сегодня каждый может делать их дома. Конечно, если у него есть правильный рецепт (это не легко) и оборудование - вафельница. Устройства этого типа относительно дешевы, поэтому любители вафель должны в них инвестировать. На что обратить внимание при совершении покупки?
Какой фанат выбрать? Позаботьтесь о оптимальной температуре в вашем доме и офисе
Гораздо лучше, когда в комнате немного холоднее. Это приводит к повышению производительности труда. Недаром вопрос температуры рассматривается в правилах по охране труда и технике безопасности, которые работодатели обязаны применять. Они, однако, определяют только минимально возможную температуру на рабочем месте. Верхний предел был определен только для несовершеннолетних работников (тех, кто был в возрасте 16 лет, но еще не достиг 18 лет). В их случае 30 градусов Цельсия даны как условия,
Что важно?
На что обратить внимание при совершении покупки?
Какой фанат выбрать?
Все права защищены